Таинство камня

Указом Президента страны «О награждении в связи с Международным женским днем — 8 Марта» от 6 марта 2023 года Людвига Нестерович — мастер декоративной пластики и скульптуры малых форм, одна из ведущих мастеров Узбекистана, работающая с такими материалами, как глина, дерево, камень, мрамор и полудрагоценный камень, член Творческого объединения художников Узбекистана — была награждена орденом «Дустлик».

Художница родилась в городе Асаке Андижанской области. Сегодня это известный не только в республике, но и за ее пределами город автомобилестроителей. В детские годы Людвиги это был небольшой провинциальный городок, со своей тихой и уютной жизнью, отзвуки которой впоследствии нашли отражение в творчестве художницы. Девочка росла в семье художника-оформителя, который к тому же много занимался живописью. Мама, по профессии инженер, была натурой творческой, красиво вышивала. Благоприятная атмосфера рано сформировала художественный взгляд Людвиги на окружающий мир. После окончания средней школы поступила на скульптурное отделение Республиканского художественного училища имени П. П. Бенькова (ныне — Республиканский художественный колледж).
— Очень нравилось учиться, — вспоминает художница. — Поэтому и продолжила учебу в Ташкентском театрально-художественном институте имени А. Н. Островского (ныне — Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода).
Еще в студенческие годы вступила в Союз молодых художников, организованный при Академии художеств Узбекистана. Участвовала в выставках. В 1982 году состоялась ее первая персональная выставка.
После окончания института была принята в керамический цех Ташкентского комбината строительных материалов, где прошла по служебной лестнице путь от художника до начальника цеха. Получила известность как одна из ведущих мастеров малой пластики в глине. Работает также и в дереве. Когда Людвига Петровна пришла в цех, ей сразу выделили мастерскую. Открылись широкие возможности для воплощения художественных идей. Постепенно накапливался опыт, появились работы, которые можно было смело представлять на выставках.
— Глина, — говорит Людвига Петровна, — очень пластичный, податливый материал, к тому же приятный, красивый, теплый. Она бывает разной по цвету — белой, серой, терракотовой. Интересна та, которая отвечает по цвету твоим мыслям и замыслу. Можно также окрашивать ее в разные цвета, воплощая задуманное. Даже легкое прикосновение пальцев, движение рук могут придать изделию особую пластику. В керамическом производстве много тонкостей. Работая с деревом, можно остановиться на любом этапе. Керамика этого не допускает. Здесь рабочий процесс — непрерывный. Если начинаешь, нужно сразу же и закончить, так как глина быстро высыхает: могут пойти трещины, не будет нужного эффекта. Глина заставляет мыслить. И даже горшки для цветов легко становятся элементом художественной культуры, если делать их разными по форме, стилю, цвету.


В период независимости цех претерпел существенные изменения. Его основным направлением стала художественная керамика. Производство превратилось в творческую мастерскую, где стало возможным воплотить мечту. Ландшафтная керамика может охватывать разные темы, в ней присутствуют как среднеазиатские мотивы, так и индийские, египетские, элементы искусства Древней Руси или Тропической Африки. Достигается это с помощью таких форм малой пластики, как фигуры животных или объемы в виде дуплистых стволов. Помимо ландшафтной, цех выпускает декоративную керамику, которая может занять достойное место в интерьере жилого дома или общественного здания.
— Мы овладели разными технологиями при изготовлении изделий из местных гончарных глин с использованием традиционной техники декора, — говорит Людвига Петровна. — Гибко работали в восточном, европейском, смешанном стиле над ландшафтной, интерьерной, декоративной керамикой. Сохраняли ее национальный, древний колорит и в то же время наполняли работы дыханием современности. Для человека творческого здесь открывались большие возможности. Авторство и производство, на первый взгляд, понятия несовместимые, на деле же они взаимосвязаны.
Почти 40 лет Людвига Нестерович увлекается поделочными камнями. Когда работала, для них выкраивала время по вечерам, в выходные дни.
— На первый взгляд камень может показаться невзрачным, но когда очистишь его от «корки», отшлифуешь — раскроется волнующая душу красота, увидишь причудливый рисунок, самой природой созданный, и резец уже сам будет следовать его контурам, — так характеризует свою работу с поделочным камнем Людвига Петровна.
Первые поделки вырезала из камней, подаренных друзьями. В ее гостеприимном доме всегда много людей разных профессий и увлечений. Вот и привез как-то знакомый геолог несколько камней, а потом и другие стали их приносить.
Обработка камня, действительно, ремесло хотя и интересное, но тяжелое. Мало кто отваживается с ним работать. Материал твердый, требует упорства и времени, в год можно сделать не более двух-трех вещей.


— Рисунок, появляющийся после шлифовки, — делится мастер, — рассчитывается так, чтобы не мешать, а помогать форме. Поэтому нужно не только угадать в камне композицию, а уметь еще добиться максимума выразительности при минимуме усилий, проявлять терпение, действовать осторожно, стараться «не навредить», убрать только лишнее. А еще — не расколоть, ведь камень имеет сложную структуру, и неправильный скол может ее нарушить, сделать материал непригодным для будущей скульптуры.
Из инструментов Людвига использует в основном шлифовальные камни, различные насадки. Любит работать с ониксом, разновидностью агата в виде плотного скопления волокнистых или радиально-лучистых образований кварца. Он может быть самым разнообразным по расцветке, что зависит от наличия примесей. Работает Людвига и с хризолитом, сердоликом, гранатом, черным кораллом, яшмой, халцедоном, обсидианом и другими камнями. Разнообразные по окраске, хорошо поддающиеся полировке, они с глубокой древности использовались для изготовления ритуальных предметов и украшений. Очень красив «Странник», в котором на общем фоне камня, напоминающего цветастый халат, художницей угаданы монохромные по цвету лицо и руки.
Часто окраска и форма камней ассоциируются у нее с животными. Людвига много работает с образами природы. Помогают впечатления и знания, почерпнутые из книг и рассказов деда еще в детстве. То, что неясно или непонятно, всегда можно уточнить дома, ведь супруг по специальности — биолог. Неустанный труд и творческое вдохновение рождают трогательные образы братьев наших меньших. Ежик, спешащий домой с яблочком на спинке; индюки с пышными хвостами, склонившийся над фасолиной хомячок. Любопытный енот, гусеница, рыбка с полупрозрачными чешуйками из темно-зеленого в полоску хризолита и многие-многие другие, забавные и умилительные, переданы удивительно точно.
Ряд созданных Людвигой образов носит характер фантазии, вызывающий ассоциации с сюжетами древних мифологий.Несколько работ художница посвятила женщинам Востока. Три из них уже закуплены коллекционерами Англии, Южной Кореи и Германии. Полосатый оникс, из которого они выполнены, напоминает национальные ткани.
Все чаще Людвига обращается к граниту и мрамору, каждому в отдельности, в сочетании одного с другим или с металлом и некоторыми другими камнями. Таковы ее работы «Азия», «Птаха», «Салют», «Бриз», «Комета», «Преломление», «Лазурные фантазии», «Источник».
В последние годы Людвига начала работать с искусственными акриловыми, кварцевыми камнями, которые используют для мебельных и строительных работ. Цветовая палитра невероятно широкая, они очень реалистично имитируют фактуру природного камня. Здесь также скрыты неисчерпаемые возможности, так как они гораздо легче натурального камня и из них можно создавать более крупные вещи.
Помимо работ, выполненных в реалистической манере, Людвига стала больше уделять внимание работам абстрактного плана. Они больше концептуальные, а не просто созерцательного плана. Авангардное направление в искусстве позволяет выразить неординарное представление. В этом ключе ею созданы такие композиции, как «Притяжение», «За гранью», «Параллельные», «Убывание», «Увядание», «Пробуждение», «Равновесие», «Оригами», «Контрастное сочетание», «Сбор урожая», и некоторые другие.
Интересны ее рельефные панно, выполненные из искусственного камня, носящие поэтические названия, созвучные переменчивым настроениям художницы: «Звездный дождь», «Лето», «Город», «Горячий кофе».
Людвига Нестерович постоянный участник республиканских выставок. Она также неоднократно принимала участие в целом ряде международных вернисажей в Китае, США, ФРГ, Чехии, России, Казахстане и других странах. Ее работы, выполненные в камне, глине, дереве, неизменно вызывают признание и глубокий интерес. Ряд из них хранится в Государственном музее искусств Узбекистана, Галерее изобразительного искусства, Дирекции художественных выставок, Музее-заповеднике «Самарканд», Государственном музее истории и культуры Андижанской области, во многих частных коллекциях за рубежом. В 2013 году мастер была награждена золотой медалью Академии художеств республики. Неоднократно награждалась дипломами «За вклад, внесенный в искусство Узбекистана».
Людвига не только великолепный художник. Она заботливая и счастливая жена и мать. Свою любовь к искусству смогла передать детям. Старший сын, Денис, окончил живописное отделение Республиканского художественного колледжа, учился у известного художника Николая Шина. Занимается компьютерной графикой и музыкой. Младшая дочь, Света — художник по керамике.
Работы Людвиги Нестерович созвучны настроениям сегодняшнего дня, свидетельством чему служат многочисленные восторженные отзывы посетителей выставок. Вот некоторые из них: «Хотим выразить Вам свое восхищение. Понравились все работы. От них исходит тепло и красота», «Просто поразительно, как обычный камень оживает в твоих руках», «Людвига, как Вам удается сделать живую бабочку — непостижимо. Умение увидеть в камне нечто, отсечь ненужное — это постижение невидимой красоты внутри обыкновенного». Можно только присоединиться к этим искренним, простым, идущим из глубины души словам. Ведь от работ мастера исходит внутреннее тепло, красота и твердость, столь созвучные характеру этой улыбчивой и доброжелательной женщины.
Лариса ЛЕВТЕЕВА,
искусствовед, кандидат
исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *