Народный артист, наш любимый актер

Из воспоминаний Мурада Раджабова: «Как актер я сделал первые самостоятельные шаги именно в театре, моим наставником стал театральный режиссер Эргаш Мусафаев. А в кино стал сниматься с 1975 года. Роль в первом фильме «Джайхун» помню до сих пор».

Мурад Раджабов в судьбу верил, и именно ее невероятные перипетии в конечном итоге сделали так, что он стал актером. Ведь он был совсем не из творческой семьи. Отец — проводник в поезде, мать — домохозяйка. Правда, по воспоминаниям актера, она очень любила искусство, сама мечтала стать артисткой, но ей это не удалось по ряду причин. В школьные годы Мурад любил рисовать. После школы отнес документы в Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры Узбекистана имени Маннона Уйгура) на художественный факультет. Но на этот факультет принимали тех, кто окончил художественное училище. Ему посоветовали подать документы на актерский факультет. С этого все и началось.


Говорит народная артистка Узбекистана актриса
Гавхар Закирова:


— Он очень любил театр, причем как драматический, так и музыкальный. К ролям относился очень серьезно. Он жил в материале. Разбуди его ночью, и сразу расскажет все о своей роли, о характере героя, которого ему предстоит сыграть. Причем не имело значения — главная это роль или нет. Из любого эпизода мог сделать настоящий фейерверк. Любил импровизировать, придумывал прямо на ходу. Он научил меня многому, прежде всего как готовиться к новой роли, как искать характер, раскрыть внутренний мир своей героини. Также он очень много читал, говорить с ним об искусстве было одно удовольствие.


Мурад Раджабов сыграл в более 50 самых разных по жанру фильмах. Кого он только не воплотил на экране: руководителя таксистов, свекра, отца, декана колледжа, гонца, клоуна, почтальона, начальника милиции — список можно продолжать довольно долго.


Говорит актер Бобур Юлдашев:

— Это был актер редчайшего дарования. Он мог сыграть любую роль, в любом жанре. Сейчас молодые актеры говорят, что работают только в одном амплуа. У Мурада Раджабова амплуа не было, то есть ему были подвластны любые амплуа. Он был очень доброжелательным человеком. Я не скажу, что он был моим наставником, но кое-чему я у него научился. Помню, на съемочной площадке у меня никак не получался один эпизод, я нервничал. Тогда Мурад-ака подошел ко мне и сказал: «Просто успокойся и работай». И все встало на свои места. Я очень сожалею, что он так рано ушел из жизни. Это был актер огромного дарования.


Пик актерской карьеры Мурада Раджабова пришелся на вторую половину 1980-х годов. Он стал одним из самых узнаваемых и успешных узбекских актеров. Его любили и ценили не только на родине, но и в других республиках бывшего Союза. Снимался с такими актерами, как Леонид Ярмольник, Жанна Прохоренко, Виктор Павленко, Шухрат Иргашев, Назим Туляходжаев, Джавлон Хамраев, Раджаб Адашев. Участвовал в проектах режиссеров Зиновия Ройзмана, Равиля Батырова, Бахрома Якубова, Эдуарда Хачатурова и многих других. В 1978 году за работу в фильме «Это было в Коканде» был удостоен Государственной премии.


Из воспоминаний Мурада Раджабова: «Верите или нет, но бывали периоды, когда я снимался в двух, трех, а то и четырех фильмах сразу. И вот, представьте, у меня недельные съемки то в Андижане, то в Одессе, то в Ташкенте… После очередного перелета я просто устал и решил сбежать. Удрал в Маргилан на три дня, отдохнул с друзьями, вернулся в столицу, но решил никому об этом не сообщать. Предупредил маму: «Меня ни для кого нет, а сам я в бане. Смотри, не проговорись!». И отправился в баню. Время было пять утра, сижу в парилке, разомлел. И тут чуть за сердце не схватился: открывается дверь, и на пороге — наш помощник режиссера Валентин. Он хохочет: «Вот я тебя и нашел! Собирайся, пора на площадку!». Спрашиваю, мол, откуда ты узнал, где я? А он говорит: «Мама подсказала». «Глупости, я ее предупредил», — возмущаюсь я. «Ага, она на мой вопрос: «Где ваш сын?» ответила четко: «Иди в баню!». Как видишь, я ее правильно понял». Вот такая история».


Говорит заслуженный деятель искусств Узбекистана кинорежиссер и сценарист

Зульфикар Мусаков:


— Сценарий для фильма «Маленький лекарь» был написан специально для него. Прочитав его, актер усомнился, что действительно получит эту роль. Я ответил, что, конечно, но Мурад Раджабов все равно сомневался и… потребовал у меня расписку, что роль Шухрата Шадманова будет его, и без всяких проб. Пришлось выполнить такую неожиданную просьбу. Пути искусства неисповедимы, и, к большому сожалению, мне больше не удалось поработать с этим великим актером. Но мы общались, и я хочу сказать, что он был простым, скромным, неприхотливым человеком. Будучи популярным актером, народным артистом Узбекистана, он не страдал, как это сейчас принято говорить, «звездной болезнью». Я считаю, что Мурад Раджабов — это национальное достояние нашей страны. Увы, но таких людей, ушедших из жизни, сегодня больше, чем живых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *