Собственность является экономической основой общества. Социально-экономическая структура общества также определяется собственностью и тем, кому она принадлежит. Без собственности невозможно развитие общественных отношений и осуществление мер, направленных на обеспечение благосостояния людей в стране.
В последние годы вопрос обеспечения и защиты прав собственности от незаконных посягательств приобрел особую актуальность в связи с коренными изменениями в социально-экономических отношениях. За этот период принято более 300 документов Президента и правительства по обеспечению прав собственников.
В частности, по принципу «От Стратегии действий — к Стратегии развития» и как логическое продолжение Стратегии действий принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы. В ней в качестве одного из важнейших направлений определено превращение принципов справедливости и законности в основное и необходимое условие развития страны.
При этом в целях надежной защиты неприкосновенности права собственности и ограничения незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения, усиления гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности, безусловного обеспечения права собственности, в том числе права на земельный участок, в качестве основного принципа определен приоритет частной собственности. Внедрена система защиты прав лица, которое приобрело недвижимость, основываясь на официальной информации государственного органа.
Однако, несмотря на проводимые реформы и меры в сфере охраны частной собственности, наблюдаются случаи самовольного нарушения права на частную собственность, а также некоторыми должностными лицами необоснованно и без каких-либо причин разрушения недвижимого имущества.
Несомненно, для этого необходимо разработать меры по устранению данных проблемных ситуаций и пробелов, связанных с защитой частной собственности, в законодательстве и правоприменительной практике, совершенствовать законодательство.
В частности, из-за некоторых несправедливо проведенных мер наши соотечественники разрушение зданий и снос жилья начали называть «несправедливостью». К сожалению, от незаконного или нежелательного сноса страдают в первую очередь простые люди.
Наблюдались и такие случаи, когда граждане, приобретая недвижимость, беспокоились о том, не попадет ли их имущество под снос. Так, покупатели стали требовать гарантию, что здание не будет разрушено. Более того, возникали проблемные ситуации в регионах по изъятию земельных участков для государственных нужд, которые осуществлялись в основном без согласования вопроса компенсации с собственником. Также немало возражений и протестов вызывал у населения тот факт, что в законодательстве конкретно не определено, какие меры будут приняты в отношении собственников, которые не согласны на изъятие земельного участка для государственных нужд.
На мой взгляд, проблема сноса, вошедшая в тройку самых острых проблем нашего общества, уже много лет является одной из наболевших. Поэтому в последние годы был принят ряд практических мер по решению данного вопроса. В частности, по преждевременной оплате рыночной стоимости имущества, попадающего под снос, в связи с этим открывались специальные фонды, усиливался общественный контроль. Но проблема сноса до сих пор не решена полностью, наблюдаются разные конфликтные случаи.
Статья 47 обновляемой Конституции дополняется нормой: «Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков», то есть неприкосновенность частной собственности закрепляется на конституционном уровне.
Внесение данной нормы в Основной закон послужит повышению благосостояния населения, дальнейшей поддержке предпринимательской деятельности, обеспечит правовую гарантию отношений собственности, укреплению неприкосновенности частной собственности. Самое главное, это станет рациональным и гуманным решением проблемы, связанной со сносом, который уже несколько лет является одной из острых в нашем обществе.
Без решения суда имущественные права на жилье не могут быть лишены. Также в случае, если жилище попадает под снос, для него устанавливаются условия о том, что перед сносом должна быть выплачена компенсация, соответствующая его стоимости, что полностью устраняет указанную проблему.
Данной статьей устанавливаются два вида существенных конституционных гарантий в отношении собственников жилья: судебная гарантия и гарантия получения компенсации при лишении жилья. Судебная гарантия означает, что лишение права собственности на жилье без решения суда не допускается. Предусмотрено, что эта гарантия применяется в отношении жилья, когда право собственности на него прекращается в принудительном порядке, независимо от воли и желания собственника. При этом обстоятельства, повлекшие прекращение права собственности, рассматриваются судом объективно на основании действующего законодательства. Безусловно, данный порядок гарантирует, что собственник ни в коем случае не будет необоснованно лишен имущественных прав.
Вторая гарантия направлена на защиту экономических интересов собственника, и поэтому заслуживает внимания. Настоящая норма гарантирует собственнику, лишенному жилья в установленных законом случаях и порядке, компенсацию, соответствующую стоимости этого жилья и причиненному ущербу.
Поэтому в ходе проводимой конституционной реформы представляется необходимым законодательно закрепить отношения, связанные с собственностью граждан, усилить нормы по обеспечению неприкосновенности прав населения на жилище.
Если остановиться на зарубежном опыте, то мы видим, что первым в истории документом конституционного значения, определившим гарантии частной собственности, стала французская Декларация прав человека и гражданина (1789 год), в которой отмечается, что частная собственность является естественным и неотъемлемым, неприкосновенным правом человека.
Конституция Германии предусматривает гарантии прав собственности и наследования, а их содержание и пределы определяются законами. А в Основном законе Дании предусмотрена неприкосновенность частной собственности, что никто не может быть принужден к отказу от своей собственности, за исключением случаев, когда это требуется для общественного блага. Кроме того, в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека право на жилище распространяется и на сферу социального обеспечения.
С этой точки зрения необходимо обеспечить неприкосновенность частной собственности, оградить ее от разных посягательств, создать все необходимые условия для сохранения и увеличения частной собственности, поддерживать собственников, усилить гарантии по защите прав самостоятельного владения, пользования и распоряжения имуществом, что является важным критерием правового демократического государства и гражданского общества.
Внесение новых гарантий неприкосновенности частной собственности в обновляемую Конституцию послужит правовой базой, которая станет прямым решением проблем, годами волнующих простых людей.
Фарход ЗАЙНИЕВ,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса