ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НЕПРИКОСНОВЕННА

28 января 2022 года Президент Узбекистана подписал Указ «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы», цель которого — определение приоритетных направлений реформ, направленных, помимо всего прочего, на ускоренное развитие предпринимательства и безусловное обеспечение прав и интересов человека на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека».
Одним из семи приоритетных направлений Стратегии развития является «превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны».
Первостепенной целью государства в этом направлении выступает «надежная защита неприкосновенности имущественных прав и ограничение незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения».
Эта цель представляет собой насущную проблему наших граждан и предпринимателей, так как из-за властных полномочий государственного органа зачастую нарушается незыблемое право собственности частного лица, которое в публичных правоотношениях находится в более уязвленном положении.
В данной ситуации хотелось бы обратить внимание на то, что право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили, что закреплено в статье 164 Гражданского кодекса. При этом частная собственность неприкосновенна и защищается государством, которое создает все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и ее приумножения (статья 2 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»).
В связи с этим во взаимоотношениях собственника с государственными органами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права частной собственности, толкуются в пользу собственника. Кроме того, акт административного органа, не соответствующий законодательству и нарушающий право частной собственности, признается административным судом недействительным.
Поэтому Стратегия развития ставит перед собой задачу по усилению гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности, неукоснительному обеспечению имущественных прав, в том числе прав на земельный участок. Следует указать, что в ноябре 2021 года был принят Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», который дает возможность гражданам и предпринимателям приватизировать принадлежащий им земельный участок либо выкупать новый земельный участок сразу в собственность.
В рамках реализации этой цели в текущем году планируется принять закон, предусматривающий установление порядка, согласно которому административный акт касательно прав собственности, в том числе и в отношении земельного участка, может быть отменен или признан недействительным только в судебном порядке. В экономических же судах для повышения доступа к правосудию предпринимателей будет установлена регрессивная шкала (понижающиеся) ставки госпошлины по искам, связанным с правом собственности.
Более того, Стратегией развития преследуется задача по определению приоритета частной собственности в качестве основного принципа, в том числе внедрению системы защиты прав лица, которое приобрело недвижимость, опираясь на официальную информацию государственного органа.
Для этого Кабинету Министров было поручено до декабря текущего года разработать проект постановления о порядке определения содержания открытых данных в государственном реестре прав на недвижимое имущество и введения общедоступного геопортала на основе открытых данных, равно как и представления информации в государственные и хозяйственные органы, а также физическим и юридическим лицам через Национальную геоинформационную систему.
Данный порядок будет способствовать искоренению существующей проблемы по выделению одного земельного участка сразу нескольким заявителям, а также упростит процедуру определения пустующего недвижимого имущества с целью его реализации либо предоставления за счет компенсации.
Также планируется разработать систему защиты прав лица, купившего недвижимое имущество, доверившись официальной информации государственного ведомства, а также финансовые механизмы гарантирования прав добросовестного приобретателя и восстановления прав собственника.
Соответственно можно сделать вывод о том, что достижение вышеназванной цели для республики станет сильным толчком в создании условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития экономики страны и обеспечения правовых гарантий права собственности частных лиц в отношениях с государственными органами.
Нозима ЗАХИДОВА,
судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *