Узбекистан на пересечении мировых цивилизаций

Ташкентским издательством «Baktria press» опубликована книга «Узбекистан на пересечении мировых цивилизаций», подготовленная группой ведущих узбекских ученых по гранту Центра исламской цивилизации Узбекистана в Ташкенте. Издана на трех языках: узбекском, русском и английском. Авторы книги: доктора исторических наук, профессора Р. Сулейманов, М. Исхаков, Ф. Эрназаров, Ж. Исмаилова, доктора архитектуры, профессора Т. Матмусаев, А. Зияев, кандидат исторических наук С. Кубаев. Разделы книги: «Историко-культурные области Узбекистана в античности и раннем Средневековье», «Цивилизационная сущность, первые этапы становления и развития доисламской местной письменной культуры в Средней Азии», «История культуры строительства жилых помещений на территории Узбекистана», «Генезис и эволюция древних городов», «Исламский период развития Ташкента и городов его оазиса», «Градостроительство Узбекистана на пересечении европейской архитектуры», «Эволюция ирригационной системы в Узбекистане».


Приведенные в книге фактологические данные свидетельствуют о том, что корни истории узбекской государственности уходят в глубину нескольких тысяч лет. Автор (Р. Сулейманов) останавливается на таких центрах сложения оседло-земледельческих цивилизаций, как Хорезм, Согдиана, Бактрия-Тохаристан, Чач и Фергана, в которых уже в 1 тыс.
до н. э. складываются государства, сыгравшие важную роль в историко-культурных процессах. Подробно излагается история этих образований, освещаются археологические памятники, демонстрирующие высокий уровень их культуры и самобытности, взаимовлияние культур. Всемирную известность получили памятники Греко-Бактрийского и Кушанского царств, в состав которых входили территории юга современного Узбекистана: крепость Кампыртепа периода походов Александра Македонского в Центральную Азию на переправе через Амударью (IV в. до н. э. — II в. н. э.); буддийские памятники кушанской Бактрии — монастыри Каратепа и Фаязтепа (I — IV вв. н. э.), храмовый комплекс Айртам (I — II вв. н. э.), городище Дальверзинтепа
(III в. до н. э. — III в. н. э.) и др. Приводятся сведения об археологических материалах, демонстрирующих культуру Древнего Хорезма, известного как одно из первых мест распространения зороастрийской религии. Из памятников Согда (Согдианы) — городище Афросиаб (в Самарканде), Коктепа (близ Самарканда) и Еркурган в Кашкадарьинской области. Это всемирно известные памятники изобразительного искусства восточного храма городища Еркурган, дворцов Афросиаба и Варахши (VI — VIII вв.), которые включают в себя исторические сцены, сцены из жизни местной знати, образы божеств и мифических существ. Активное развитие международной торговли по Великому шелковому пути способствовало обогащению культуры. Уникальное изобразительное искусство демонстрирует разнообразие худо-жественных школ и культурных влияний (иранских, греко-римских, индийских и степных), синкретизм художественных и религиозных традиций. Из памятников Чача (Ташкентский оазис) описаны городище Канка (Харашкет в арабских источниках) (III в. до н. э. — ХIII в. н. э.); из памятников Ферганы
— буддийское святилище городища Кува (VII — VIII вв.) с его уникальными фрагментами глиняных статуй божеств буддийского пантеона.
Мы находим в книге (М. Исхаков) сведения о начале эпохи буквенно-звуковых алфавитов в Средней Азии: (ханаанский и арамейский алфавиты как записи предков); иссыккульском письме в Средней Азии: древнетюркской письменности; парфянском письме и алфавите парфянской письменности; древней хорезмийской; национальной согдийской; сирийской и манихейской согдийской письменностях; документах согдийского архива, найденных на горе Муг, и их содержании; древнетюркской, греко-бактрийской, эфталитской письменностях; письменности кхароштхи; «уйгурской» тюркской письменности; авестийском, согдийском и тюркско-сирийском письмах, письме брахми. Уже одно перечисление всех этих видов письменностей свидетельствует о несравненном вкладе наших предков в светскую и религиозную науку.
На основе остатков архитектурных артефактов и археологических находок проанализированы
(С. Кубаев): появление и этапы формирования традиции строительства жилищ на территории Узбекистана (неолитические жилища, жилища бронзового века; жилища железного века и античности, средневековые жилища (основа, фундамент, стены, полы, кровля, «погреб» и «тагхоны», система отопления, домашние бани и помещения для умывания, чистота жилищ); строительные материалы (сырцовые кирпичи, жженый кирпич и плитка, пахса и формованная пахса). Приведенные данные подтверждают вывод автора о том, что на территории древнего Узбекистана, несмотря на использование строительных материалов в основном из обычной глины, умели создавать комфортное жилье, устойчивое к изменениям климата, сохраняющее тепло зимой и прохладу летом. Жилища строились с помощью углубленных геометрических расчетов с учетом географического положения района и его устойчивости к сейсмическим изменениям. Наличие гигиенических и помещений для умывания и бань показывает, что особое внимание уделялось чистоте. Это свидетельствует о высоком уровне культуры жилища в древнем Узбекистане.
Рассмотрен (Т. Матмусаев) эволюционный процесс возникновения и существования городов как развитие протогородской культуры: протогород и ранние города (городища Сапаллитепа, Джаркутан, крепость Казалыкыр); города античного периода и их планировочные решения (Тармита (Термез), Дальверзинтепа, Зартепа и др.); этапы развития средневекового градостроительства и их урбанизационные особенности (структура феодальных городов в ранние Средние века, развитие городов в IХ — ХII вв., градостроительство в период правления Амира Темура и Темуридов, архитектура садов и дворцов вокруг городов); градостроительство с ХVI до начала ХХ в. (общность и уникальность структуры городов позднего Средневековья, исторические сведения и источники о городах второй половины ХIХ в. и начала
ХХ в., изменения в городах во 2-й половине ХIХ в.: возникновение городов с двойной структурой). Сделан на основе достоверных источников (священная книга зороастрийцев «Авеста», археологический памятник Сапаллитепа, книга Абу Райхана Беруни «Реликвии древних народов») вывод о том, что первые города в Узбекистане появились приблизительно 3 000—
3 500 лет назад, а не 2 700—2 750 лет, как считалось ранее. Приведены доказательства в пользу того, что в эпоху Амира Темура и Темуридов (кон. ХIV — ХV вв.) строительство больших и красивых городов было одной из главных задач государства. Амир Темур и его преемники уделяли большое внимание развитию городов и повышению их статуса в мире. После того как Мавераннахр оказался под властью Темуридов, культурная жизнь стала возрождаться и развиваться. На протяжении всей жизни Амир Темур уделял огромное внимание Самарканду, его благоустройству, созданию архитектурных комплексов не только в Самарканде, но и в других городах огромной империи.
В разделе «Исламский период развития Ташкента и городов его оазиса» (А. Зияев) освещаются положительные последствия присоединения Ташкентского региона (Чача) к Арабскому халифату, в т. ч. значительное увеличение количества поселений (в IХ — ХI вв. на территории Ташкентского оазиса насчитывалось, по сведениям арабских географов, около 50 городов). Рассмотрены формы расселения городов (концентрическая и линейная), локализация поселений; дается характеристика городов: Уштуркет (Чиназ), Джинаджикет (городище Буюктепа), Данфеганкет, Банункет (ныне — комплекс городищ Каунчитепа, г. Янгиюль), Залтикет (ныне — городище Югантепа, Янгиюльская область), Нишбаштепа, Хисартепа (ныне — пос. Зангиата), их планировка и окрестные поселения. Анализируются процессы формирования крупного города Бинкета, существовавшего на территории современного Ташкента с IХ по ХII вв., заселения его отдельных частей; внешний и внутренний рабады, культовые сооружения (приходские мечети); базары Бинкета и его окрестностей, устройство базара Чорсу и его всевозрастающая роль в расширении города. Даны также сведения об оборонительной стене Шаша, призванной защищать земли правобережья р. Чирчик от набегов со стороны кочевых племен; способы переправ, устройство временных мостов, методика монтажа моста через реку Сырдарью. Завершает раздел история гибели города Бинкета и других поселений оазиса в начале ХIII в.
Изложена история Ташкента (Ж. Исмаилова) после гибели Бинкета, его достопримечательности, особенности градостроительной структуры в резуль-тате проникновения европейских градостроительных элементов, охарактеризован новый облик города, принятые инженерные решения, возникшие в результате взаимодействия отечественной и русской архитектуры, развитие традиционной архитектуры.
Рассмотрены также такие аспекты, как возникновение и развитие культуры ирригационного земледелия в Узбекистане (Ф. Ерназаров) начиная с древнего периода, орошаемое земледелие в Средней Азии в VII — ХIV вв.; культура орошаемого земледелия в период Амира Темура и Темуридов; ирригационная система Узбекистана в ХVI — ХIХ вв.; ирригация и мелиорация в Узбекистане в 1917—1990 гг.
Книгу отличает высокий уровень полиграфии. Она богато иллюстрирована цветными и черно-белыми фотоснимками уникальных памятников истории и культуры Узбекистана разных исторических эпох, исследованных археологических объектов, картами и схемами, реконструкциями общих видов исторических городов и памятников. Здесь можно увидеть карты Ташкента 2-й пол. ХIХ в., 12 ворот Ташкента, 1865 г., генплан новой части Ташкента, 1869 г., и план Ташкента, 1874 г., архивные фотографии Ташкента ХIХ — нач. ХХ в. Приведена схема генетического, хронологического и этногеографического развития и распространения древних буквенно-звуковых систем письма, основанных на арамейской графике, образцы алфавитов разных систем древней письменности и найденные предметы и многое другое.
Лариса ЛЕВТЕЕВА,
кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *