«Правило Миранды»

В Новом Узбекистане основной задачей проводимых реформ является создание необходимых условий для благополучной жизни граждан посредством построения справедливого гражданского общества, нацеленного на обеспечение прав и свобод человека.


В целях реализации принципа «Новый Узбекистан — социальное государство», который инициировал Президент страны, в Конституцию в новой редакции вошли нормы, в первую очередь направленные на дальнейшее расширение прав граждан.
В Конституции закреплены основополагающие процессуальные права человека на свободу и личную неприкосновенность. Новшеством явилось законодательное закрепление такого понятия, как «Правило Миранды». Что это значит?
«Правило Миранды» заключается в том, чтобы задерживаемый знал о своих правах, а тот, кто его задерживает, должен убедиться, что человек понимает их. Многие эти слова воспринимают как устойчивый штамп, а другие — как дань юридической системе США. Данная фраза появилась в деятельности американской правоохранительной и судебной системы в 1966 году по делу обвиняемого Эрнесто Миранды против Аризоны, осужденного и позже полностью оправданного в связи с тем, что при задержании обвиняемому не были должным образом зачитаны его права. Верховный суд США вынес по данному делу решение, и с тех пор любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, не может считаться допустимым доказательством.
Не секрет, что момент фактического задержания лица является первоначальной точкой производства уголовного дела: именно тогда человек больше всего подвержен риску стать жертвой произвола и незаконного уголовного преследования. Когда задержанный четко не знает своих процессуальных прав, есть большая вероятность, что он может быть подвергнут давлению к признательным показаниям или самооговору со стороны следственных органов.
В Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) Узбекистана внесены изменения касательно гарантий прав лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Так, согласно статье 224 УПК, установив непосредственно или со слов очевидцев наличие одного из оснований задержания, сотрудник органа внутренних дел обязан сообщить подозреваемому, за что он задержан, разъяснить процессуальные права на телефонный звонок или сообщение адвокату либо близкому родственнику, иметь защитника, отказаться от дачи показаний, уведомить задерживаемого, что данные им показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу против него. А также потребовать проследовать в ближайший орган внутренних дел или иной правоохранительный орган. Такие процессуальные действия в обязательном порядке фиксируются видеозаписью.
При задержании лица без фиксации видеозаписью сотрудник органа внутренних дел или другого правоохранительного органа обязан разъяснить процессуальные права с обязательной фиксацией видеозаписью после доставления его в здание отдела внутренних дел или иного правоохранительного органа. Задержанный должен ознакомиться с записанным материалом.
Кроме того, согласно статье 226 УПК, срок задержания составляет не более 48 часов с момента фактического задержания лица. При представлении необходимых и достаточных обоснований со стороны дознавателя, следователя или прокурора решением суда задержание может быть продлено еще на 48 часов.
Как правило, свои процессуальные права человек узнает, только когда сталкивается с задержанием по подозрению в совершении преступления. Тогда откуда он будет знать, что у него есть такое конституционное право не после, а до того, как ему предъявят обвинение? «Правило Миранды» послужит объективному расследованию уголовного дела и предотвращению произвола, а также недозволенных методов со стороны следственных органов.
Нилуфар ДАДАБАЕВА,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *