ЛЕОНИД ГАЙДАЙ: АКТЕР, РЕЖИССЕР, СЦЕНАРИСТ

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в Амурской области России в семье Иова Гайдая и Марии Любимовой. Еще в 1900-х его отец был сослан на Дальний Восток за участие в революционной организации. После окончания срока Иов Гайдай остался в Амурской губернии и работал на железной дороге. Спустя несколько лет к нему в Свободный приехала невеста Мария Любимова. Леонид Гайдай был третьим и самым младшим ребенком в их семье. Он хорошо учился, много читал, но часто получал замечания от учителей за нарушение дисциплины: он дрался с одноклассниками, задирал девочек. Будущий режиссер посещал занятия кружка художественной самодеятельности при Доме культуры, вместе с ним ездил по Восточно-Сибирской области, играл на балалайке.

В феврале 1944 года Гайдай поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре. Там Гайдай учился на актера, а после окончания студии стал работать в местном театре. Сначала будущему режиссеру давали небольшие роли в комедиях, но вскоре его пригласили в спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия». После двух лет работы в Иркутском драмтеатре, в 1949 году, Леонид Гайдай решил поехать в Москву — поступать в театральный институт. Вступительные испытания Гайдай пошел сдавать во ВГИК и в ГИТИС. Во второй институт его не взяли, зато на экзаменах во ВГИКе будущий режиссер получил отличные оценки.

Личная жизнь
Со своей женой, актрисой Ниной Гребешковой, Леонид Гайдай познакомился еще в 1949 году во
ВГИКе. Они были однокурсниками. Поженились Гайдай и Гребешкова в 1953 году.
В 1957 году у супругов родилась дочь Оксана. Нина Гребешкова вспоминала: «Он много занимался с дочкой, воспитывал ее своеобразно — не ругал и не опекал по мелочам». Оксана стала экономистом.
В браке Гайдай и Гребешкова прожили сорок лет. Несколько раз режиссер снимал жену в своих фильмах, в том числе в картинах «Бриллиантовая рука», «Не может быть!» и «Спортлото-82».

Первые работы в кино
После окончания института Гайдая по рекомендации Ивана Пырьева пригласили на студию «Мосфильм». Там он снял свой первый фильм — ленту «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко. Картину посмотрел Михаил Ромм. Он предложил начинающему кинорежиссеру снять комедию. Гайдай согласился и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света». Главные роли в картине исполнили уже известные к тому моменту актеры Ростислав Плятт и Георгий Вицин. В своем фильме Гайдай высмеивал советских бюрократов, из-за чего ленту подвергли цензуре и вырезали большинство сцен: фильм сократили с полутора часов до 47 минут. Однокурсник режиссера и киновед Иван Фролов вспоминал: «Я тогда встретил Леню совершенно измотанного и больного. <…> Надо было лечиться. И Гайдай решил поехать на минеральные воды. На прощание заявил: «За комедию больше не возьмусь».

«Пес Барбос и необыкновенный кросс»
После провала «Трижды воскресшего» Леонид Гайдай на несколько месяцев оставил кино и уехал к родителям в Иркутск. Здесь в одном из старых номеров газеты «Правда» он прочитал фельетон Степана Олейника «Пес Барбос» и решил его экранизировать. Для картины Гайдай самостоятельно написал сценарий, придумал главным героям имена — Трус, Балбес и Бывалый. Сыграли их Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Лента под названием «Пес Барбос и необыкновенный кросс» получилась короткой — всего десять минут.
Премьера короткометражки состоялась на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году. Картина принесла режиссеру известность, ее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, перевели на несколько языков.

«Операция «Ы»
и другие приключения Шурика»
После успеха «Деловых людей» Гайдай решил снять современный фильм — комедию о советских людях. Режиссер нашел готовый сценарий авторов Якова Костюковского и Мориса Слободского под названием «Несерьезные истории» и вместе с ними переделал его. Гайдай дописал третью новеллу, в которой столкнул интеллигентного студента Владика Арькова с героями своих короткометражек Трусом, Балбесом и Бывалым. Ленту сняли за девять месяцев. Во время съемок сценарий несколько раз изменяли: сменили имя главного героя картины с Владика на Шурика, переделали несколько сцен. Гайдай разрешал актерам импровизировать, придумывать шутки, не требовал строгого заучивания ролей. Картина вышла в прокат в августе 1965 года под названием «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». За год ее посмотрело около 70 миллионов человек, а на международном кинофестивале в Кракове фильм получил главный приз — «Серебряного дракона Вавеля».

«Кавказская пленница,
или Новые приключения Шурика»
Следующий фильм Гайдая стал продолжением приключений Шурика. В картине под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» в последний раз появились Трус, Балбес и Бывалый. Как и в «Операции «Ы», многие сцены Гайдай редактировал в процессе съемок. В том году фильм стал самым кассовым и популярным среди советских зрителей. Позднее Юрий Никулин вспоминал: «Я был горд, узнав от Героя Советского Союза летчика-космонавта В. Волкова такой факт: когда космонавтов спросили перед полетом, какой кинофильм хотели бы посмотреть, они дружно ответили: «Кавказскую пленницу».

«Бриллиантовая рука»
Сценарий новой картины — «Бриллиантовая рука» — Леонид Гайдай вновь писал вместе с Костюковским и Слободским. В его основу легла заметка из газеты «За рубежом», в которой рассказывалось о контрабандистах, перевозивших украденные драгоценности в гипсе. На главную роль Гайдай пригласил Юрия Никулина, а кроме него, в фильме сыграли Андрей Миронов, жена режиссера Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова. Премьера картины состоялась в апреле 1969 года. В прокате «Бриллиантовая рука» заняла первое место.

«Иван Васильевич меняет профессию»
Гайдай вновь попытался экранизировать произведение Михаила Булгакова и выбрал пьесу «Иван Васильевич» о советском инженере, который создал машину времени. Гайдай долго подбирал актеров — многие отказывались от участия в фильме, так как полагали, что цензура запретит его из-за шуток над Иваном Грозным. Во время согласования картины худсовет «Мосфильма» действительно потребовал убрать несколько сцен, в том числе ту, в которой царь жарил котлеты. Часть вырезанных эпизодов попала в короткометражную версию ленты под названием «Черные перчатки». Вскоре после выхода этого фильма режиссеру присвоили звание народного артиста РСФСР.

Последние годы Леонида Гайдая
В 1980-х годах Леонид Гайдай продолжил снимать фильмы. В 1980 году экранизировал повесть Майю Лассила «За спичками», а в 1982 году снял полнометражную рекламу лотереи «Спортлото» — комедию «Спортлото-82». Эти фильмы стали последними успешными проектами режиссера. Картины следующих лет — «Опасно для жизни!» и «Частный детектив, или операция «Кооперация» остались без внимания критики.
В 1990-х здоровье режиссера ухудшилось, Гайдай почти не снимал фильмов. Его последней режиссерской работой стала картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Премьера фильма состоялась в начале 1993 года, а через несколько месяцев Гайдай попал в больницу из-за проблем с сердцем. Он умер 19 ноября 1993 года в Москве. Похоронили режиссера на Кунцевском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *