СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ МОДУЛЕЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Укрепление позиций нашей страны в мировом сообществе, безусловно, тесно связано с сегодняшней молодежью. Роль образования в воспитании молодежи несравнима. С этой целью в последние годы в нашей стране осуществляются важные реформы в этом направлении. Важной задачей образовательных учреждений является подготовка передовых кадров и творчески мыслящих специалистов, которые внесут достойный вклад в развитие страны. В частности,


8 октября 2019 года глава нашего государства подписал Указ «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». Этот важный документ предусматривал «включение не менее десяти высших учебных заведений республики в список 1 000 международно признанных организаций и поэтапный перевод учебного процесса в высших учебных заведениях на кредитно-модульную систему».
Также к 2030 году 85 процентов всех высших учебных заведений республики будут переведены на кредитно-модульную систему.
Так что же такое система кредитных модулей? Насколько эффективна эта система? Что это нам дает? С такими вопросами мы обратились к нашему собеседнику Амрулло Каримову, декану факультета медиа и коммуникаций Узбекском государственном университете мировых языков
— Система кредитных модулей популярна за рубежом. Эта тенденция дошла и до нас. Конечно, все студенты должны знать обязательные предметы в зависимости от специальности. В частности, студенты факультета журналистики также изучают закрепленные за ними обязательные предметы. Кредиты в размере 2, 4 распределяются по предметам. Еще одним аспектом системы является то, что большое количество часов отводится факультативным предметам. Студенты имеют много вариантов на выбор. Я считаю, что учащемуся очень удобно формировать самостоятельные навыки. Если студент не работает самостоятельно, он не может покрыть кредиты. Еще один аспект, на который большинство студентов не обращает внимания, — посещение занятий. Мы знаем, что в большинстве реформ образования и кредитно-модульной системы человеческий фактор задействован не в полной мере. То есть ученик, не пришедший на урок при открытии платформы, будет отсеян. Если ученик не придет на урок три раза, то он на этот урок не пойдет. Причина в том, что три урока означают три темы. Учащийся, не усвоивший предыдущие три темы, не поймет четвертый урок. Освоив его, обязательно переходит к следующему. Если учащийся не может присутствовать на занятиях по уважительным причинам, ему будет разрешено участвовать на занятиях, если он представит соответствующую справку или документ. Однако студенту дается время на освоение остальных уроков.
Если студент не выполняет задания в указанный срок, он будет изучать предмет самостоятельно в третьем семестре, т. е. в летнее время, заплатив начисленные кредитные средства. При этом студент не переводится с одного курса на другой. В третьем семестре, летом, будет нанят отдельный преподаватель, и будет выплачиваться почасовая оплата. После освоения уроков и сдачи экзаменов студент переходит на следующий уровень. Если студент не выполняет поставленные в системе условия или если мы рассматриваем семь предметов, а он пропускает пять из них, он будет оставлен с курса на курс.
В интервью политолога Хамида Садыка для проекта «Субъективное» мы сочли допустимым привести мнения HEMIS (Информационная система управления высшим образованием), т. е. платформы в этой системе.
HEMIS — это система, связанная с передачей основной ценности от ректората студентам в университетском секторе. То есть ректорат и связанный с ним управленческий персонал должны быть сокращены до уровня технического персонала. Субъектом, определяющим основную тенденцию, должен быть студент. Если все права отобрать у ректората и отдать студентам, то в этой системе
студент сам выбирает преподавателя. Студент приходит в вуз за преподавателем и может сказать: «Я буду учиться у этого преподавателя», и может потребовать от ректора: «Предоставьте мне этого преподавателя». В этой системе должность декана вообще не нужна. Здесь учителей и профессоров нанимают студенты, а не ректор. Большинство учителей следует указаниям того, кто дает им работу, а не студента, который выполняет задание. Так что он дает какое-нибудь задание или просто читает техническую лекцию. Если возникают вопросы агитации или выборов, основная ценность — обучение студентов — рассматривается как вопрос десятого уровня. В конце учебного года студент должен сказать: «Этот преподаватель хороший». У нас такой стереотип: администрация думает, что студенты любят профессоров, которые не учат, берут деньги и ведут беседу со студентами вместо урока. Нет, это не так. Студенты требуют, чтобы своевременно проводились уроки. Это я знаю по своему собственному опыту. Я знаю случай, когда студенты отказались от профессора со стажем. 15—20 студентов написали: «Нам все равно, что он профессор, он не должен нас учить». Выбор всегда должен быть за студентом. Многие говорят: «На 1-м курсе студенты еще не знают, какой предмет изучать». Напротив, современный студент очень хорошо знает, что ему изучать. Когда мы внедрили систему HEMIS, ту часть, которая показывает волю студентов, оставили, а контрольная часть была передана нам, то есть подогнали под наш менталитет.
В общем виде кредитно-модульная система представляет собой процесс организации образования и модель оценивания, основанную на наборе модульных технологий и кредитном показателе. Проведение его в целом представляет собой сложный и систематический процесс. В кредитно-модульном принципе большое значение придается двум основным вопросам: обеспечение самостоятельной работы студентов; оценка знаний учащихся на основе рейтинга.
Основными задачами кредитно-модульной системы признаны:
— организация учебных процессов на основе модулей;
— определение стоимости одного предмета, курса (кредита);
— оценка знаний обучающихся на основе рейтингового балла;
— предоставление студентам возможности индивидуально составлять свои учебные планы;
— увеличение доли самостоятельного обучения в образовательном процессе;
— удобство образовательных программ и возможность изменения исходя из востребованности специалиста на рынке труда.
Это не только обучение на основе инновационных образовательных технологий, но и привитие студентам самостоятельных подходов к обучению, нового отношения к образованию, получению необходимых и глубоких теоретических знаний, формированию практических навыков, основанных на востребованности рынка труда. Одним словом, эта система направлена на профессиональное развитие и зрелость студента. Она направлена на обеспечение образования ученого на протяжении всей его жизни и на формирование человеческого капитала, отвечающего рынку труда и современным требованиям.
Но нас удивили результаты нашего исследования информированности студентов о кредитно-модульной системе. Так как выяснилось, что есть студенты, которые понятия не имеют об этом. И для нас остался открытым вопрос: как студент, не знающий системы, усваивает уроки? Неужели система внедряется вслепую? На наш взгляд, кредитно-модульная система оставляет желать лучшего.
Умида ХАКБЕРДИЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *