РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОД ЗАНАВЕС
ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА

Всякий театральный сезон имеет свои неповторимые черты и свойства, достижения и проблемы. Этим он и интересен, что несет свои полезные и поучительные результаты, которые необходимо осмыслить и осознать во всей их полноте.


Начну, пожалуй, с того, что пандемия, которая властно вторглась в жизнь всего мира буквально с начала 2020 года, весьма серьезно повлияла не только на международную жизнь и жизни каждого из нас, но и осложнила творчество. В первые периоды самого жестокого наступления пандемии мы, к великому сожалению, понесли и тяжелые потери. От нас ушел замечательный композитор и дирижер заслуженный деятель искусств Узбекистана Анвар Эргашев. Мы потеряли и нашего замечательного главного художника заслуженного работника культуры Узбекистана Зубайдулло Батырова. С этими прекрасными высокоодаренными людьми связаны десятилетия жизни, ярких творческих достижений, теплых человеческих взаимоотношений…
Пандемия долгое время ограничивала и число зрителей в зале при необходимости особой рассадки публики через определенные интервалы. Был очень непростой период работы театра в онлайн-режиме, который наш коллектив выдержал вполне достойно. Этот сезон, к счастью, оказался вполне свободным от карантинных ограничений. И, несмотря на непростые проблемы мира и творчества, дал возможность продемонстрировать достойные результаты.
С удовлетворением отмечу, что уже в июле минувшего года мне во главе творческой группы нашего театра в союзе с коллегами довелось в шестой раз быть приглашенными на Международный фестиваль «Царские дни» в Екатеринбург. В этот раз нашу группу представляли ведущие солистки оперы Анжелика Мухаметзянова и Елена Шавердова. Музыкальным руководителем и концертмейстером в шестой раз стала Людмила Слоним. В рамках фестиваля мы осуществили две вокально-поэтические композиции «На крыльях музыки и слова». Выступления проходили на основной сцене культурно-просветительского центра «Царский» и в концертном салоне Дома-музея П. И. Чайковского в Алапаевске. Многие зрители были рады снова побывать на наших концертах после вынужденного двухлетнего перерыва.


В нашем родном театре, помимо многих важных и существенных проектов, я считаю очень важной организацию регулярной деятельности Молодежной творческой мастерской. Большая группа талантливых молодых солистов в этом сезоне влилась в качестве стажеров в штат театра. Обладая хорошими голосовыми данными, они нуждаются в прохождении полной вокально-артистической школы по студийному принципу, где им предстоит освоить мастерство вокально-сценического действия на регулярных занятиях, в упражнениях, этюдах, элементах раскрытия музыкальной драматургии, сценического движения, пластики, танца, истории театра. Мы с моим молодым коллегой — режиссером Русланом Шерездановым взяли на себя этот непростой труд, помимо основной работы в театре. И уже сейчас постепенно выявляются черты овладения молодыми солистами-стажерами этой непростой профессии. Предстоят и отчетные показы этой творческой группы, и ввод самых достойных в исполнение ролей репертуара театра.
Лично я в этом сезоне работал над обновленны-ми сценическими версиями уже идущих в репертуаре поставленных мной спектаклей «Тоска»
Дж. Пуччини, «Сельская честь» П. Масканьи, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти. Во всех этих спектаклях ярко выступили новые специально подготовленные исполнители — как совсем молодые, так и опытные, ранее не воплощавшие этих ролей и образов. Хочу специально и особо отметить, что каждая подготовка выступления нового исполнителя — это во многом капитальное возобновление всего спектакля. Я убежден, что нет смысла сугубо механически «вводить» нового исполнителя в рамки всего того, что талантливо и по-своему делал его предшественник. Всякая работа с молодежью над образом предполагает индивидуальность многих исполнительских черт и штрихов, исходящих именно от личностной, голосовой, психологической особенности свойств каждого нового исполнителя. И когда эти черты раскрываются и становятся слышимыми и зримыми, то и заметен процесс обогащения спектакля новыми свойствами, совершенствование его жизни. Этот процесс несет свои особенности с первых уроков с певцом за роялем. Уже там мы определяем психологию и событийность развития характера, особенности интонаций, элементы действия, которые диктует партитура, созданная автором-композитором. И этот интереснейший процесс идет каждый раз как бы заново и дарит в своем движении обновления, а порой и открытия. Вообще, повторю в неведомо который раз, что я ценю процесс репетиционной работы над спектаклем выше результата. Результат — это «точка», за которой — новый путь развития и спектакля, и образов в нем. А процесс — это движение, поиск, обретения, изменения — и после исполнения каждого спектакля мы с солистами, дирижером, концертмейстером продолжаем этот путь совершенствования спектакля, и конца этого пути воистину нет.
Хочу отметить несколько особенных проектов, которые удалось осуществить как на сцене родного театра, так и за его пределами. Это целый ряд вечеров-композиций, в которых не просто поют. Каждый романс или песня предстает полноценным мини-спектаклем. Так осуществился целый ряд молодежных проектов: вечера романсов и неаполитанских песен и песен-ретро. В числе особых вечеров-концертов, осуществленных как совместные проекты театра и Национальной консерватории Узбекистана, я хотел бы отметить подготовленные и проведенные под моим руководством вечер в Большом зале консерватории, посвященный театру-студии при нашем основном музыкальном вузе, вечер, посвященный столетию со дня рождения выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова, и недавний вечер, приуроченный к 150-летию со дня рождения великого певца, основателя всех основных начал оперного исполнительства Федора Ивановича Шаляпина. Прекрасные проекты удалось реализовать и в концертном зале Союза композиторов и бастакоров.
В настоящее время по предложению директора ГАБТа имени Алишера Навои народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова обдумываю принципиально новое решение спектакля «Богема» — знаменитой оперы Джакомо Пуччини. Она уже идет в нашем театре в моей постановке, но есть желание обогатить ее сценографический образ и воссоздать новое сценическое решение, тем более что исполнительский состав этого спектакля в театре сложился прекрасный. Есть возможность на новой драматургически-действенной и зрительной основе заново решить этот спектакль, музыка которого истинно прекрасна, а идеи очень актуальны и вызывают истинное сопереживание зрителя. Есть интересные и перспективные задумки и многих новых спектаклей, и совершенно новых проектов спектаклей-концертов, которые еще предстоит сочинить и — Бог даст! — воплотить.
Из недавних событий не могу обойти вниманием одно весьма существенное для меня. По итогам 2022 года за активную и успешную творческую деятельность и в родной стране, и за ее пределами, я удостоен Высочайшей Благодарности Императорского дома Романовых. Я несказанно рад столь высокому признанию моих творческих трудов и верю, что стоит работать еще плодотворнее и результативнее. Совсем недавно в качестве члена жюри я слушал многих талантливых участников II вокального конкурса «Ёш вокал ижрочилари». И с удовлетворением отметил вместе с моими коллегами по жюри, что молодое поколение оперных певцов разнообразно и талантливо, оно несомненно несет благоприятные перспективы дальнейшему развитию оперного искусства Узбекистана.
Более двух лет я являюсь членом редакционного совета нашего прекрасного литературно-художественного журнала «Звезда Востока». На его страницах публикуются разнообразные произведения поэзии, прозы, публицистики. Журнал раскрывает индивидуальности своих многочисленных авторов и имеет свое выраженное творческое лицо и большой просветительский смысл. Что касается собственного поэтического творчества — несмотря на очень большую занятость, удается писать стихи, публицистические статьи. Недавно в московском театральном журнале «Сцена» вышла моя статья памяти замечательной певицы, педагога, народной артистки России, профессора Галины Писаренко, ушедшей из жизни минувшей осенью. Верю, что в этом году удастся, наконец, выпустить собственный поэтический сборник, на подготовку которого во все прошлые годы категорически не хватало времени. Удается, к счастью, с известной периодичностью проводить поэтические вечера с участием поэтов нескольких творческих объединений города, участвовать в их коллективных сборниках. Очень рад, когда удается увидеть у опытных и молодых поэтов в их творчестве черты яркости, самобытности, образной новизны, своеобразия содержания и формы.
Андрей СЛОНИМ,
заслуженный деятель искусств
Республики Узбекистан,
режиссер-постановщик
ГАБТа имени Алишера Навои

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *