Насилие как уголовное преступление

Защита прав женщин и детей — одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов женщины и несовершеннолетнего, причинение им вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

Насилие в отношении женщин и детей является одной их наиболее серьезных форм дискриминации и нарушением прав человека.
К сожалению, чаще всего женщины-жертвы подвергаются домашнему, или бытовому насилию. Преступления в отношении женщин совершаются близкими родственниками (мужья, сожители, братья, сестры, дети и т. д.) либо лицами из числа знакомых, друзей, соседей. В ряде случаев факты совершенного в отношении женщины преступления остаются неизвестными для правоохранительных органов, носят латентный характер, так как зачастую сами женщины, подвергшиеся насилию, в силу перенесенного стресса, из-за боязни повторно подвергнуться насилию не обращаются за помощью в соответствующие государственные органы, которые могли бы оказать реальную помощь и защитить их. Поскольку виновное лицо знакомо потерпевшей от преступления женщине, то вероятность раскрытия данного преступления весьма высока. Реже такие преступления совершаются малознакомыми лицами, например, в барах, кафе, клубах и т. д. Большая часть преступлений совершается мужчинами. Это связано со стереотипами поведения мужчин и женщин в семье и обществе, представлениями мужчин о дозволенности насилия, возможности разрешать конфликты с причинением физической силы, поскольку по своей природе женщина является физически слабее и уязвимее.
Сегодня в сфере защиты прав женщин и детей разрабатываются все новые положения, которые напрямую связаны с недопущением в отношении них совершения какого-либо насилия. И 12 апреля в Узбекистане вступил в силу закон, который вносит поправки в действующее законодательство по защите прав, свобод и законных интересов женщин и детей.
Данным законом, во-первых, повышается уровень опасности преступлений на сексуальной почве. Устанавливаются меры административной и уголовной ответственности за разные проявления насилия, включая семейное насилие, и предусматривается недопущение применения смягчающих норм к лицам, совершившим такие преступления. Во-вторых, преступления, которые ранее относили к категории менее тяжких, теперь включены в категорию тяжких, а тяжкие — в категорию особо тяжких преступлений.
Более того, настоящим законом включены новые понятия преступления и правонарушения, такие как «семейное (бытовое) насилие», «преследование», «сексуальное домогательство», и за эти действия устанавливается соответствующая административная и уголовная ответственность.
Постоянные звонки человеку против его воли, его розыск, приезд к нему на работу, учебу и место жительства, преследование его причиняют крайний дискомфорт потерпевшему. Теперь за подобные действия будет административная ответственность.
Также если лицо совершает сексуальное насилие не только в отношении своего нынешнего супруга или близкого родственника, но и бывшего супруга, лица, совместно проживающего или имеющего общего ребенка, инвалида или лица, приписанного к нему для обучения или воспитания, ему будет назначено более тяжкое наказание.
Теперь если муж или жена препятствует супругу в осуществлении своих прав либо оскорбляет, угрожает, разлучает с близкими родственниками, то будет привлечен к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести деяния.
Кроме того, деяние, выраженное в распространении информации, содержащей фото и (или) видеоизображения обнаженного тела и (или) половых органов лица без его согласия, в том числе распространение в средствах массовой информации, сети Интернет, либо угроза распространения такой информации уже квалифицируется как преступление, и данные действия, совершенные в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего восемнадцати лет, наказывается лишением свободы до трех лет.


Более того, закон обеспечивает неотвратимость ответственности таких лиц, а уголовное наказание назначается вне зависимости от того, знал обвиняемый возраст потерпевшего или нет. То есть деяние лица, совершившего сексуальное насилие в отношении лица, не достигшего 14, 16 или 18 лет, независимо от того, знает ли он о возрасте потерпевшего, уже будет оцениваться исходя из фактического возраста потерпевшего и назначаться соразмерное суровое наказание.
Также предусматривается, что в отношении лиц, осужденных за вступление в половую связь с несовершеннолетними или совершение в отношении них развратных действий, не будет применяться досрочное условное освобождение от отбывания наказания, и в отношении них будут применяться более строгие меры наказания.
Также введен новый вид административного взыскания — это принудительное привлечение к оплачиваемым общественным работам. Данный вид взыскания теперь будет применяться и к лицам, уклонявшимся от уплаты алиментов. Ранее за данное правонарушение назначался штраф или административный арест 15 суток, что, соответственно, не приносило никакой пользы ребенку, не получающему алименты. Наоборот, денежные средства должны обращаться на уплату штрафа, а арест на 15 суток лишает возможности зарабатывать и платить алименты. Теперь данным законом пятьдесят процентов заработной платы лиц, привлекаемых к оплачиваемым общественным работам, направляется на погашение задолженности по алиментным обязательствам.

В заключение хотелось бы отметить, что все эти изменения и дополнения, внесенные в некоторые законодательные акты, послужат предупреждению домогательств и насилия в отношении женщин и детей, улучшению морально-нравственной среды в семьях, сокращению количества разводов, а также еще больше укрепит позиции страны на международной арене по вопросам обеспечения прав женщин и детей.


Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *