«ТРАДИЦИИ ЖИВАЯ НИТЬ»

Выставка под таким названием проходит в Галерее изобразительного искусства. На ней представлено свыше 50 уникальных экспонатов из фондов Государственного музея истории Узбекистана, представляющих традиционные виды народно-прикладного искусства нашей страны — текстиль и вышивку.


Искусство вышивки ценилось издавна, этот вид прикладного искусства в жизни и быту узбекского народа получил широкое распространение. Не было женщины, которая не занималась бы вышиванием. Комплект вышивок являлся одним из основных предметов приданого узбекской невесты. При этом девушка, которую отдавали замуж, должна была сама участвовать в изготовлении упомянутого комплекта. Интересен обычай оставлять в готовом изделии недошитую часть, чтобы «радость в доме не кончалась». Все элементы вышивки — цвет, линия, отдельные символы — несли важную смысловую нагрузку, нередко связанную с такими универсальными понятиями, как жизнь и смерть, свет и тьма, земля и небо, добро и зло. Орнаментальным композициям часто приписывалась магическая сила оберегов. Они бывают растительные, зооморфные, геометрические, эпиграфические.
Растительные формы и мотивы складываются из цветов, стеблей, листьев, плодов, вьющихся, изгибающихся, кружащихся в мерном ритме, взлетающих, опадающих и вновь взлетающих. Ирисы, гвоздики, тюльпаны, гребешки, нежные цветы яблони. Гранат, вишня, черешня, миндаль и перец. И как новое направление — геометризованное изображение растительных форм. В прошлом в Узбекистане были известны так называемые «праздники цветов». Испокон веков жившие в народной среде как своеобразный фенологический календарь, необходимый земледельцу для правильного чередования сезонных работ, они в то же время связывались с древнейшими легендами об умирающих и воскресающих божествах. Главным среди них считался праздник тюльпана или мака, непосредственно отразивший культ весенней, воскрешающей к жизни растительности и воплотивший в себе отзвук самых древних эпох. Этот праздник во многих регионах проводился возле почитаемых мазаров, поклонение которым также берет свое начало с глубокой древности.
Кроме растительных мотивов, вышивки включают в себя геометрические, зооморфные элементы. Из них самыми распространенными у узбеков были изображения горного козла-киика, змеи, пиявки, головы быка. Выбор определяется опять-таки древнейшими, на этот раз тотемистическими, представлениями.
Опытные мастерицы знают и используют множество разнообразных швов: босма, или «сюзанный», кандахаёл, хомдузи, йурма, ироки. Наиболее зрелищны из крупных декоративных вышивок, представленных на выставке, сузани (сюзане) и палак. Это характерный и часто встречающийся вид вышивки, непременный элемент интерьера узбекского дома. Они отличаются яркими и богатыми красками, разнообразными по стилям узорами. В разных районах отличаются приемами: орнаментом, композицией, колоритом. Сюзане часто расшивалось золотыми и шелковыми нитями и заключало в себе сакральный смысл — по поверью, оно хранило молодоженов от сглаза, злых духов. Сюзане, которое вешали на стену комнаты молодых в дни свадьбы, снималось только после рождения первого ребенка. По сюзане можно было определить, из какого региона невеста. Другая крупная декоративная, распространенная в Ташкенте вышивка — палак (от слова фалак — «небесный свод»), поверхность которой вышита всплошную символами и темно-красными кругами.
Среди других видов декоративных вышивок известны зардевор — в виде длинной полосы для украшения верхней части стены, естикпуш, болинпуш — покрывала для подушек, козиклунги — вышитое полотенце из приданого невесты, украшавшее комнату новобрачной, бугжома — полотнище для завертывания одеял, одежды, чистого белья, жойномоз — молитвенные коврики и многое другое.
Вышивкой украшали также мужскую, женскую и детскую одежду, обувь, головные платки румол, поясные мужские платки чорси, разнообразные мешочки для хранения чая, зеркал, ножны для ножей и другое, образцы которых мы можем также увидеть на выставке. Вышивка и по сей день является наиболее распространенным видом рукоделия узбекской женщины. Вышивание — это увлекательный творческий труд, который может принести много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.
Наиболее зрелищны золотошвейные изделия — бухарские халаты и тюбетейки. На выставке можно увидеть тюбетейки из разных регионов Узбекистана, в том числе и Ташкента. Искусство золотого шитья — зардузи — существовало на территории Узбекистана также с древних времен. Росписи дворцов Балалыктепа, Варахши, Афросиаба (VI — VIII вв.) запечатлели людей, одетых в златотканые одежды. О шелковом, расшитом золотом одеянии жены Амира Темура Сарай-Мульк-ханум (Биби-ханум), в котором она присутствовала на торжественном пире, упоминает в своем дневнике Руи Гонсалес де Клавихо, испанский посол при дворе Амира Темура в 1403—1406 годах. К концу XIX века традиции златоткачества сохранились при дворе эмира Бухары. Золотым шитьем украшались парадная одежда, головные уборы, обувь, принадлежности конских выездов. В ХХ веке искусство золотого шитья распространяется за пределами Бухары. Изысканность узоров, тонкость работы и фантастическое узоротворчество принесли ему мировую славу. И будь то тюбетейка или настенное панно, туфли или халат — каждая вещь является истинным произведением искусства. Музейные образцы XIX — ХХ веков сохраняются как уникальные памятники культуры прошлых поколений, в которых гармонично сочетаются самобытность формы и своеобразие искусства вышивания. Особый интерес представляют бухарские парадные золотошвейные халаты — зарчопон, которые поражают пышной декоративностью и орнаментальным разнообразием — ни один халат не повторяет другой. Многими поколениями мастеров была выработана и усовершенствована своеобразная техника золотого шитья. Используются два основных приема зашива: зардузи-заминдузи (сплошной) и зардузи-гулдузи (цветочный). Узоры золотошвейных изделий весьма разнообразны. В основном это цветы на тонких веточках, равномерно распределенные на поверхности изделия, или круглые розетки, обрамленные ветвистыми стебельками. Реже используется геометрический орнамент в виде кругов, ромбов, ломаных линий. Выставлено и несколько видов золотошвейных тюбетеек. Помимо золотошвейных, здесь можно увидеть и вышитые тюбетейки.
Искусство текстиля представлено на выставке как метражными тканями, так и изготовленными из них изделиями. Наибольший интерес представляют шелковые ткани. Развитие шелкоткачества на территории Узбекистана уходит в глубь веков. Шелковые ткани получили широкую известность еще во времена существования Великого шелкового пути. Имея доступ к шелковым нитям и ярким красителям, ремесленники-арбанды производили ткани, которые до сих пор поражают высочайшим качеством. Под терминами атлас и адрас подразумевают как саму ткань, так и способ ее изготовления. Своеобразие абровых тканей состоит в том, что нити основы сначала резервируются, затем окрашиваются — такой способ получил название икат, и только после этого попадают на ткацкий станок. Абр — это стильный узор одного мастера с ведомой только ему одному геометрией, в котором причудливо переплетаются линии и цвета, порождая хитросплетения образов и орнаментов.
Удивительный и один из древних видов декоративно-прикладного искусства, при котором хлопчатобумажные ткани украшаются путем набивки разнообразных узоров специальными деревянными штампами колип, или калыб, — набойка, калыбами на выставке заполнены две витрины. Благодаря своей красоте, практичности и относительной дешевизне набойка была широко востребована. Несмотря на сложный и трудоемкий процесс окрашивания и изготовления набивных тканей, мастера достигали в этом ремесле виртуозных результатов.
Узбекские вышивки и ткани заслуженно ценятся не только в нашем крае, но и за рубежом. Созданные искусными руками узбекских мастериц, они украшают экспозиции многих музеев мира, раскрывая еще одну грань истории, культуры и души народа. Ведь, как мы убедились, прихотливые узоры узбекской вышивки — это целая повесть, написанная кончиком иглы…
Лариса ЛЕВТЕЕВА,
кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *